Оржешко Викентий Флорентинович

(1876 – после 1914)

Выдающийся сибирский архитектор Викентий Оржешко родился 9 июля 1876 года в семье польского дворянина, ссыльного участника Январского восстания 1863 года, известного томского врача и общественного деятеля Флорентина Оржешко. С юных лет будущий создатель деревянных шедевров проявлял интерес к изобразительному искусству. Рисование было одним из его любимых предметов в Алексеевском реальном училище, где тогда преподавал первый томский художник-профессионал Павел Кошаров. Желая поощрить это увлечение сына, Оржешко-старший также оплачивал его обучение в частных студиях Александра Мако и Августы Капустиной. Талант юноши был оценен педагогами, и ему было рекомендовано продолжить художественное образование в столице.

В 1895 году Оржешко поступил в Высшее художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где ему посчастливилось попасть в мастерскую архитектора-энциклопедиста Леонтия Бенуа. Обучаясь на отделении зодчества, Оржешко не только получил системные знания об истории отечественной и мировой архитектуры, но и сформировал и развил практические умения архитектурного проектирования, для чего его томский художественный опыт оказался большим подспорьем.

В 1902 году Оржешко вернулся в Томск в звании художника-архитектора, присвоенного ему за проект «Синодальное подворье». Востребованность молодых специалистов данного направления позволила ему почти сразу развернуть в городе активную творческую, педагогическую и просветительскую деятельность.

Так, в 1905 году Оржешко получил место преподавателя рисования, архитектурного и проектного черчения в Томском технологическом институте. Это способствовало его окончательному профессиональному становлению (в т.ч. в рамках своеобразного повышения квалификации во время творческой командировки по Италии, Франции и Германии, куда он был направлен в 1907 году вместе с другим молодым педагогом – Андреем Крячковым) и стимулировало к созданию ряда интереснейших архитектурных проектов – как в сотрудничестве с коллегами, так и в конкуренции с ними за призовые места в престижных российских архитектурных конкурсах.

Сосредоточившись на архитектуре, Оржешко не оставлял занятий рисунком и акварелью; его излюбленными жанрами были пейзаж и портрет. В 1909 году Оржешко стал одним из учредителей Томского общества любителей художеств. Впоследствии он неоднократно избирался в правление общества, участвовал в его выставках в Томске и Омске.

Не чужд был архитектор и общественной жизни города: с 1911 по 1914 год являлся гласным Томской городской думы, в 1911 году входил в комитет по устройству в Томске музея, в течение ряда лет состоял в Римско-католическом благотворительном обществе при томском костеле.

И все же в историю Томска Викентий Оржешко вошел прежде всего как самобытный зодчий. Из числа спроектированных им каменных архитектурных сооружений наиболее известны классицистическая часовня-памятник на могиле старца Феодора Кузьмича в Богородице-Алексеевском монастыре (1903; в советское время разрушена, восстановлена в 2001) и модерновое здание типографии Сибирского товарищества печатного дела (1906-1908).

Что же касается деревянного зодчества, то эта часть творческого наследия Оржешко представлена исключительно образцами модерна.

Важно отметить, что в деревянных постройках авторства Оржешко в полной мере отразилась вся сложность архитектуры модерна, в которой реализуются зачастую противоречащие друг другу принципы (рациональность и иррациональность, конструктивность и декоративность, суровая простота и вычурная усложненность, акцентирование и сглаживание национальной специфики).

Именно поэтому достоверно принадлежащие и приписываемые Оржешко проекты (особняки по ул. Белинского, 23 и 27, 27а; Вершинина, 12; Гагарина, 42; Красноармейской, 68; Кузнецова, 17 и 30 и др.) имеют не только общие черты, характерные для деревянного модерна (асимметричная композиция, почти всегда открытый сруб, наличники в виде плоских рам, «графичный» декор фасада и др.), но и существенные различия.

В частности, в ряду творений Оржешко в дереве яркая индивидуальность «национально ориентированных» проектов, разработанных в русле скандинавского («северного», «готического») или славянского («древнерусского») модерна (ср. «Дом с драконами» по Красноармейской, 68 и «Дом охотника» по Гагарина, 42) контрастирует с почти типовым характером построек, отчетливых национальных примет не имеющих (как, например, особняки по Белинского, 27 и 27а).

Тем не менее, дома́ авторства одного из самых талантливых архитекторов Сибири начала XX века легко распознать в любом окружении, будь то современные кирпичные здания или «кружевные» деревянные.

В 1914 году, накануне Первой мировой войны, Оржешко отбыл из Томска в Могилев. По свидетельству родственников в Польше, погиб он от рук большевиков в 1918 году.

Творческий путь архитектора оказался недолгим, однако чрезвычайно плодотворным. Безупречный вкус и художественная изобретательность, восприимчивость к прогрессивным веяниям в области пластических искусств и умение адаптировать европейские архитектурные новшества к сибирским условиям позволили Оржешко стать одной из ярчайших фигур в истории томского зодчества.

Источники

  1. Боровинских, Н.П. Вклад архитектора В Ф. Оржешко в культурно-историческое пространство города Томска / Н.П. Боровинских // Язык и культура : сб. ст. XXII Междунар. науч. конф. (30-31 мая 2011 г.) ; отв. ред. С.К. Гураль. – Томск, 2012. – С. 263-269. – Библиогр.: с. 269 (6 назв.).
  2. Герасимов, А.П. Томский архитектор В.Ф. Оржешко / А.П. Герасимов // Отчет клуба краеведов «Старый Томск» за 2007 г. / Том. обл. науч. б-ка им. А.С. Пушкина. – Томск, [2009]. – С. 15-18 : ил., портр. – Источники и лит. в примеч. в конце ст. (9 назв.).
  3. Залесов, В.Г. Архитекторы Томска (XIX – начало XX века) / В.Г. Залесов ; Том. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Томск : [Изд-во Том. гос. архитектур.-строит. ун-та], 2004. – 169 с., [20] л. ил. – Биогр. справка о В.Ф. Оржешко на с. 121; ил. на вкл. л. к с. 80 (проект деревян. костела в с. Бароковском Томской губ. на рис. 30; фасад и пл. особняка по ул. Гагарина, 42 и фасад особняка по ул. Вершинина, 12 на рис. 32; пл., фасад и детали особняка <Б.А.> Быстржицкого по ул. Красноармейской, 68 на рис. 38; фасад и пл. особняка <М.Д. Михайловского> по ул. Белинского, 23 на рис. 39; портр. и автогр. на рис. 42), описание рис. с указанием источников на с. 151-152.
  4. [Залесов, В.Г.]. Викентий Флорентинович Оржешко / [В.Г. Залесов, Т.Н. Манонина] // Томские зодчие прошлых веков : 400 лет городу Томску / Центр по охране и использованию памятников истории и культуры ; ред. кол.: Л.Д. Димакова ; авт. текста, оригинал-проекты: В.Г. Залесов, Т.Н. Манонина. – Томск, 2004. – С. 23-24 : портр., ил. – (Архитектурное наследие города : архитекторы Томска).
  5. Оржешко Викентий Флорентинович // Томск художественный: начало века : кат. выст. / Ком. по культуре и туризму администрации Том. обл., Том. обл. художеств. музей ; [отв. ред. И.П. Тюрина]. – Томск 2002. – С. 32 : ил.
  6. Ханевич, В.А. Архитекторы польского происхождения в г. Томске (середина XIX – начало XX в.) / В.А. Ханевич // Сохраняя архитектурное наследие – сохраним духовную культуру наших предков: материалы Гор. обществ. конф., 21 нояб. 2009 г. / Том. обл. художеств. музей, Музей деревян. зодчества, Том. регион. отд-ние Междунар. обществ. орг. «Лига защиты культуры», Муницип. учреждение «Томск исторический» ; [отв. ред. Н.П. Боровинских]. – Томск, 2010. – 35-54 : портр.
  7. [Ханевич, В.А.]. Оржешко Викентий Флорентинович / [В.А. Ханевич] // Поляки в Томске (XIX-XX вв.) = Polacy w Tomsku (XIX-XX stulecia) : биогр. / Том. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. В.А. Ханевич ; гл. ред. Т.В. Галкина]. – Томск, 2012. – С. 412-413 : портр. – Источники и лит. в конце ст. (11 назв.)